VKontakte.DJ

Среднее профессиональное образование в Санкт-Петербурге

Атлас профессий

1. Энергетическое машиностроение
2. Металлургия и металлобработка
3. Судостроение и морская техника
4. Радиоэлектроника
5. Информационные технологии
6. Химическая промышленность
7. Транспортные системы и логистика
8. Строительство
9. Автомобильная промышленность
10. Фармацевтическая и медицинская
11. Пищевая промышленность
12. Приборостроение

Социальные партнеры

Перейти на сайт


Перейти на сайт


Перейти на сайт


Редакция портала

По вопросам размещения материалов на портале СПО обращайтесь по тел. (812) 490-56-40
или e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

На портале среднего профессионального образования

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Экспорт новостей

Вход

Среднее профессиональное образование в Санкт-Петербурге Версия для печати Отправить на E-mail

Непрерывное образование через всю жизнь

В Петербурге уже много лет действует городская программа, посвященная развитию среднего профессионального образования (СПО). О том, как сегодня идет процесс развития этого уровня образования, каких успехов удалось добиться и какие планы у города относительно дальнейшего развития СПО, «Курьеру» рассказал председатель Комитета по науке и высшей школе Петербурга Андрей Максимов.

Преодоление демографии
- Андрей Станиславович, сколько всего колледжей и факультетов СПО при высших учебных заведениях сегодня насчитывается в Петербурге?

- Система СПО – это 80 учебных заведений различного подчинения и форм собственности, которые ведут очень активную работу, направленную на повышение качества среднего профессионального образования. На сегодняшний день на базе 28 вузов города созданы так называемые университетские комплексы, включающие структурные подразделения СПО. Это позволяет интегрировать среднее и высшее профессиональное образование. Сама система СПО Петербурга является одной из крупнейших отраслей социальной сферы, обеспечивающей обучение и социализацию 64 тысяч студентов. Ежегодно на этот уровень образования выделяется более 4 млрд рублей. Преподавательский состав насчитывает более 5 тыс. человек штатных преподавателей и внешних совместителей, среди которых более 550 кандидатов и докторов наук.

- В этом году количество бюджетных мест в вузах на очную форму обучения превысило число выпускников 11-х классов школ. Демографическая яма налицо. Как в связи с этим обстоят дела с набором студентов колледжей и техникумов?

- Несмотря на тяжелую демографическую ситуацию, средние профессиональные учебные заведения Петербурга смогли обеспечить план приема на бюджетные места. Более того, по сравнению с прошлым годом конкурс в колледжи и техникумы даже увеличился с 1,8 заявления на место в 2010 году до 2,1 в 2011 году по системе СПО в целом, а в колледжах - до 2,2 человека на место. Наиболее востребованные специальности у абитуриентов: техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, архитектура и строительство, ландшафтное строительство и благоустройство территории, ремонт подъемно-транспортного оборудования, ремонт городского транспорта.

- Правильно ли я понимаю, что эти специальности востребованы не только у абитуриентов, но и у работодателей?

- Сегодня работодатели в первую очередь нуждаются в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием. В связи с этим в Петербурге проводится последовательная политика укрупнения средних специальных учебных заведений, создания горизонтально интегрированных комплексов, объединяющих учебные заведения одного или близкого профиля подготовки. Целый ряд средних специальных учебных заведений осуществляет подготовку рабочих кадров по программам начального профессионального образования. В целом же интеграция идет в двух направлениях: с одной стороны, горизонтальная, о которой я только что сказал, когда объединяются несколько учебных заведений одного уровня образования, и вертикальная, когда колледж входит в состав вуза. Такая интеграция образовательных учреждений позволяет не только более эффективно использовать имеющуюся материально-техническую базу, учебно-методический и научно-педагогический потенциал, сократить управленческие расходы, но и поднять качество подготовки специалистов за счет привлечения в учебный процесс при обучении по программам СПО преподавателей вузов и использования вузовского учебно-лабораторного оборудования.

- Другими словами, концепция непрерывного профессионального образования оправданна и актуальна сегодня?

- Система доказала свою жизнеспособность. Как я уже сказал, прежде всего она решает вопрос повышения качества образования за счет использования профессорско-преподавательского состава вузов. Естественно, от этого выигрывают прежде всего студенты. Положительно влияет на развитие студентов и сама среда, ведь специалиста формирует не только объем полученных знаний и навыков, но и та атмосфера, в которой он получает образование. Студенты, учащиеся на факультетах СПО при вузах, так же как студенты высшей школы, участвуют в совместных мероприятиях, конкурсах, фестивалях - это тоже большая часть студенческой жизни.

Повышение квалификации
- Расскажите, пожалуйста, про ресурсные центры, которые создаются на базе СПО. Что именно они дают студентам?
- Участие колледжей в приоритетном национальном проекте «Образование» позволило в течение 2006-2010 годов привлечь в систему профессионального образования Петербурга финансирование из федерального и местного бюджетов, а также из внебюджетных источников на реализацию инновационных образовательных программ семи инновационных колледжей Северной столицы. Речь идет о более чем 460 млн рублей. Одним из видов реализации инновационных образовательных программ стало создание на базе целого ряда колледжей ресурсных центров разного профиля. Помимо всего прочего эти колледжи получили новое современное лабораторное оборудование, а следовательно, возможность готовить высококвалифицированных специалистов. В частности, на базе Автотранспортного и электромеханического колледжа был создан ресурсный центр «Энергосбережение и экология». На базе Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции создан ресурсный центр микроэлектроники, в Санкт-Петербургском медико-техническом колледже - ресурсный центр медицинской оптики, на базе Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства – строительный технопарк. Формирование еще одного отраслевого ресурсного центра - Центра по подготовке и повышению квалификации кадров в области радиоэлектроники - идет на базе Политехнического колледжа городского хозяйства.

- Эти ресурсные центры - только для студентов колледжей?

- Кроме студентов этих колледжей на базе ресурсных центров смогут проходить обучение студенты и учащиеся других профильных учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, наряду с возможностью обучения студентов в этих ресурсных центрах колледжи также могут обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов профильных предприятий ведущих отраслей экономики Петербурга: автомобилестроения, приборостроения, строительства и производства строительных материалов, медицинской промышленности, городского хозяйства и пр.
Еще одна важная особенность ресурсных центров – возможность привлекать специалистов ведущих профильных предприятий в качестве преподавателей, а также использовать в учебном процессе самое современное оборудование, полученное от работодателей.
 
Поддержка молодых и талантливых
- Еще лет 10 назад колледжи ругали за несовременность материально-технической базы. Как с этим обстоят дела сегодня? Что делается для совершенствования материально-технической базы СПО?

- Материально-техническая база – это очень важный вопрос. Мы прекрасно понимаем, что без современных лабораторий и оборудования мы не сможем подготовить высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Понимая важность этого вопроса, Правительство Петербурга даже в сложный период преодоления последствий мирового финансового кризиса изыскало немалые средства для его решения. Так, в течение 2008-2010 годов в городе впервые за последние 17 лет было построено новое здание для образовательного учреждения среднего профессионального образования. 1 сентября 2010 года справил новоселье Политехнический колледж городского хозяйства. Более полутора тысяч студентов, обучающихся по специальностям, обеспечивающим развитие ряда высокотехнологичных отраслей экономики города – приборостроения, производства программного обеспечения, телекоммуникаций и др., – получили в свое распоряжение целый комплекс, оснащенный самым современным учебно-лабораторным оборудованием, аудиторным фондом, с целым комплексом помещений социально-культурного назначения и спортивных сооружений, включая бассейн. На строительство здания из бюджета города было выделено порядка 892 млн рублей. Кроме того, продолжается переоснащение системы СПО новейшим учебно-лабораторным оборудованием, развитие ее материально-технической базы с учетом современных требований. Главные наши задачи – это повышение качества подготовки специалистов, сохранение контингента обучающихся и повышение конкурентоспособности системы СПО. В этом году на ремонт и реконструкцию, оснащение современным учебным инвентарем, компьютерной техникой и станочным парком учебных заведений СПО из городского бюджета Петербурга были выделены средства в размере более чем 142 млн рублей.

- Что делает город для поддержки талантливой активной молодежи?

- Мы проводим олимпиады и конкурсы профессионального мастерства среди студентов, различные творческие конкурсы, традиционным стал конкурс «Студент года» в системе СПО, пользующийся большой популярностью. Ежегодно Правительство Петербурга выплачивает лучшим 80 студентам средних специальных учебных заведений дополнительную стипендию в размере 750 рублей в месяц. Также каждый год проводится конкурс на соискание премий правительства Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования (20 премий по 300 тыс. рублей каждая).

- Как обстоят дела с трудоустройством молодых специалистов? Все ли находят работу после окончания среднего специального учебного заведения?

- Как показывает практика, менее 5% выпускников не трудоустраиваются после окончания ссуза, при этом на бирже труда они также не значатся. Примерно такие же цифры и по выпускникам вузов. Это нормальная мировая практика. Часть ребят, окончив колледж, идет работать, обеспечивать себя и свою семью, часть продолжает обучение в высшей школе. У большинства крупных колледжей Петербурга есть договоренности с питерскими вузами на льготное поступление после колледжа и обучение по сокращенным программам. Отмечу также, что сегодня в экономике города занято свыше 570 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 25 % общей численности занятых специалистов. Должности, занимаемые специалистами со средним профессиональным образованием на предприятиях города - от высококвалифицированного рабочего и мастера до управляющего персонала среднего звена.
Валерия Климентьева
***
Врезки

Выпуск специалистов, освоивших программы СПО, составляет более 17 тыс. человек. Трудоустроилось по окончании учебного заведения 61,2% выпуска очной формы обучения, не трудоустроились - 5,4%. Остальные продолжили обучение в высших учебных заведениях (24,4 %) или были призваны на службу в Вооруженные силы (9 %). Принято на обучение в 2011 году 23 тыс. человек.

Подготовка специалистов в образовательных учреждениях СПО Санкт-Петербурга осуществляется по 136 специальностям. В течение последних четырех лет
доля от общего контингента студентов, приходящаяся на специальности технического профиля, строительства и архитектуры, не изменилась и составляет 37%,
доля специальностей экономического и гуманитарного профиля сократилась с 30 до 15%,
доля педагогических специальностей и специальностей культуры и искусства сократилась с 17 до 6%,
доля специальностей здравоохранения увеличилась с 10 до 13%,
доля специальностей сферы обслуживания увеличилась с 4 до 16%.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА «Курьер-Советник» 15.11.2011

Издательский дом "КУРЬЕР-МЕДИА"