Среднее профессиональное образование в Санкт-Петербурге

Атлас профессий

1. Энергетическое машиностроение
2. Металлургия и металлобработка
3. Судостроение и морская техника
4. Радиоэлектроника
5. Информационные технологии
6. Химическая промышленность
7. Транспортные системы и логистика
8. Строительство
9. Автомобильная промышленность
10. Фармацевтическая и медицинская
11. Пищевая промышленность
12. Приборостроение

Социальные партнеры

Перейти на сайт


Перейти на сайт


Перейти на сайт


Редакция портала

По вопросам размещения материалов на портале СПО обращайтесь по тел. (812) 490-56-40
или e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

На портале среднего профессионального образования

Вход

Материальная база ССУЗов Версия для печати Отправить на E-mail

 В том, что средние специальные учебные заведения должны быть оснащены по последнему слову техники, наверное, не сомневается никто. Практические знания невозможно получить, штудируя учебник, – для этого необходимы современные учебные станки, оборудованные классы и лаборатории.

 В последние годы объемы финансирования системы среднего профессионального образования почти не отстают от финансирования ВУЗов, и начинается масштабное переоснащение средних специальных учебных заведений. А соответственно, качество образования, наконец, начинает отвечать даже высоким потребностям работодателей.
 В качестве одной из основных проблем развития среднего профессионального образования эксперты неоднократно называли слабую материальную базу и техническую отсталость. Понятно, что для подготовки высококлассных специалистов-практиков, необходимо современное оборудование, учебные станки, оснащенные классы и лаборатории и многое другое, ведь многим выпускникам учебных заведений придется иметь дело с последними технологиями, особенно на новых предприятиях. Если же учебное заведение необходимой материальной базой не обладает, например, работая со станками, выпущенными в 1960-ые годы, ему приходится отказываться от обучения «материально-затратным» специальностям. В итоге рынок труда недополучает новых специалистов по целому ряду важных отраслей, к примеру, связанных с машиностроением, литейным производством, цветной и черной металлургией. А без квалифицированных кадров невозможно внедрять новые технологии. В итоге проблема приобретает более глобальный характер, а по производительности труда России продолжает отставать от ведущих европейских стран.

 Однако в ближайшие годы ситуация должна измениться. Если раньше финансирование в рамках нацпроекта «Образование» традиционно касалось, в основном, вузов и школ, то сейчас значительная часть средств стала перечисляться на возрождение системы среднего профессионального образования. То есть если на поддержку вузов госбюджет выделил 7 млрд рублей, то средние специальные учебные заведения (ССУЗы) получили ненамного меньше – 6,2 млрд, при том, что по количеству их значительно меньше, чем вузов. Что касается Петербурга, то здесь на развитие системы среднего профессионального образования только в 2008 году было выделено 3,3 млрд. рублей, из них: средства бюджета города  – 1 574 млн. рублей (48%), средства федерального бюджета – 800 млн. руб. (24%), внебюджетные источники – 929 млн.  рублей (28%).

 Уже понятно, что система подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в ближайшее время претерпит немало изменений. Ведь сегодня рынку необходимы уже не те, кто умеет крутить гайки, а те, кто умеет пользоваться современным оборудованием. Поэтому рабочая специальность может дать уже не только стабильный и высокий заработок, но и расширение кругозора, ведь квалифицированному специалисту среднего звена часто требуются знания не менее высокого уровня, чем инженеру. Подготовка кадров во многих ССУЗов уже не отстает от международных стандартов.

 В рамках национального проекта «Образование» несколько ведущих ССУЗов Петербурга стали победителями конкурса инновационных образовательных программ, и получили финансирование в размере 20-40 млн. руб. Эти средства были направлены на введение новых технологий и закупку оборудования. Например, в рамках национального проекта «Образования» в «Автотранспортном и электромеханическом колледже» реализована программа «Электронный колледж». Она позволяет в электронном виде через единую сеть  Wi-Fi вести учет посещаемости и успеваемости студентов (функции электронного журнала), вести занятия (дистанционное обучение), анализировать состояние дисциплины и ход освоения образовательных программ, знакомить студентов и родителей с текущими результатами обучения в режиме реального времени. Кроме того, в этом учебном заведении был внедрен новый образовательный модуль «Энергосбережение и экология». Подготовка в этой области позволяет получить законченное профессиональное образование, связанное с эксплуатацией различных видов транспорта. Например, в 2008 году на базе центра была проведена подготовка и переподготовка специалистов для ГУП «Горэлектротранс», компаний «General Motors», «Nissan» (всего – 250 человек). «Это программа последнего поколения, - говорит Сергей Корабельников, руководитель «Автотранспортного и электромеханического колледжа». – Курс изучается в течение 2-х лет».

 В настоящее время проводятся работы по созданию еще двух отраслевых ресурсных центров: «Строительного технопарка»  на базе «Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства» и «Центра по подготовке и повышению квалификации кадров в области радиоэлектроники» на базе «Политехнического колледжа городского хозяйства». Такой масштабный проект в области среднего профессионального образования в Петербурге реализуется впервые за 20 лет. Кстати, в нем активно участвуют частные компании, заинтересованные в подготовке квалифицированных специалистов. Например, среди них «СпецНИИжилпроект», «ЛенСпецСМУ», «Юит Лентек», «Кнауф», ОАО «Светлана», Российский институт радионавигации и времени, НИИ «Рубин» и др. (всего 26 организаций). При этом они не только выделяют деньги на приобретение оборудования, но и направляют в ССУЗы своих  ведущих специалистов в качестве преподавателей центра, а также своих рядовых сотрудников - для повышения квалификации. Эти же предприятия берут студентов к себе на практику. Кроме того, важно отметить, что обучение в создаваемых центрах могут проходить не только учащиеся головных ССУЗов, но и других профильных учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.
 Другой пример – «Санкт-Петербургский морской технический колледж», который также стал победителем во всероссийском конкурсном отборе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Сегодня в зданиях колледжа общей площадью около 32 тыс. кв м располагаются многочисленные специализированные кабинеты, лаборатории, мастерские, тренажерные полигоны, два спортивных зала, два борцовских зала, два тренажёрных зала, плавательный бассейн, стадион с искусственным покрытием. Система менеджмента качества колледжа сертифицирована на соответствие требованиям Международного стандарта ИСО 9001:2000. «Санкт-Петербургский морской технический колледж» является самым современным учебным заведением с точки зрения технического оснащения, - говорит Виктор Смирнов, председатель совета директоров ССУЗов Петербурга. – По своей материальной базе он превосходит вузы».

 В качестве других лидеров по материально-техническому оснащению помимо уже вышеупомянутых Виктор Смирнов также назвал Санкт-петербургский технический колледж управления и коммерции, Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж питания и Петровский колледж. «Мнение о том, что заведения среднего профессионального образования являются чем-то отсталым в техническом плане, скоро станет устаревшим, - говорит он. – Потому что сегодня многие из них готовят специалистов самого высокого уровня». Это же мнение подтверждает и Евгений Иванов, директор «Петровского колледжа». «Проблем с трудоустройством у наших выпускников сегодня нет вообще», - говорит он.

Другой аспект, который также необходимо учитывать, – это адресное поощрение и самих участников системы среднего профобразования через проведение различных конкурсов. Сегодня самые известные из них - «Преподаватель года» и «Студент года», плюс, олимпиады и профессиональные конкурсы среди студентов по группам специальностей. Например, мало кто знает, что у нас проводится конкурс «Лучший штукатур» и олимпиада профессионального мастерства «Технологии машиностроения». Однако конкурсы в сфере среднего профессионального образования уже получили достаточно широкое распространение, судите сами – в конкурсе «Преподаватель года» приняли участие 71 преподаватель из 18 средних специальных учебных заведений города; в конкурсе «Студент года» - 345 студентов из 24 средних специальных учебных заведений; в Олимпиадах  профессиональных конкурсах - 1721 студент из 39 учреждений среднего профессионального образования. Всего призами (ноутбуками и цифровыми плеерами), денежными премиями (от 15 до 70 тысяч рублей) и медалями будут награждены 18 преподавателей и 48 студентов.

 

Петр Никифоров